Неудивительно, что параллельно роскошному для своего времени ГАЗ-М72 создавалась и машина «попроще»,
получившая индекс М73. Группа конструкторов под руководством Григория Вассермана.
Ученика «короля внедорожников» Виталия Грачёва.
Проектировала компактный кроссовер без оглядки на другие советские автомобили, но двигатель и коробку взяли «москвичёвские» — от модели 402. От «четыреста второго» использовали и кузов,
правда, несколько переработанный — из четырёхдверного седана инженеры скроили практичный пикап и… двухместное купе!
Выпуск «первого в мире кроссовера» ГАЗ-М72 остался незамеченным для современников.
Если заднеприводных «Побед» было выпущено 236 тысяч, то полноприводных М72 — всего 4677 штук.
Так что неудивительно, что эта модель (слева), как и прототип ГАЗ-М73 (справа), неизвестны широкому кругу автомобилистов. Между тем, протоколы испытаний говорят, что обе машины по проходимости не уступали ГАЗ-69!
Получившийся гибрид поразил испытателей и конструкторов своей проходимостью.
При длине 3430 мм (для сравнения, визуальный «эталон» российских автомобилистов,
«Ока» короче на 23 см) лихо преодолевал любые препятствия, с которыми новая машина могла встретиться в сельской местности: раскисшие просёлки, тракторные колеи, вспаханный чернозём — всё оказалось «семьдесят третьему» по плечу. Но до конвейера ГАЗ-М73 не добрался: банально не хватало производственных мощностей завода, чтобы поставить новинку на производство.